Формы ведения бизнеса в интернете

Инвесторов пугают и стращают словами, похожими на названия африканских племен — “битуби” и “битуси”. Инвестор и сам обманываться рад. Вы пошли в магазин за батоном — это битуси. Грузовик с батонами подъехал к магазину — это битуби. Бабулька продала вам батон у входа в метро — это ситуси. И так далее, успевай только слоги менять местами. Просто до крика, а как красиво звучит!
А. Лебедев

 

Уважаемый господин Лебедев выказывает справедливый гнев по поводу того, что людям морочат голову различными словами, даже не утруждая себя объяснением их смысла. Коммерция в Internet, действительно, сфера новая, информации о ней часто бывает недостаточно. Я предлагаю расставить точки над i хотя бы в вопросе терминологии.

Разделяй и властвуй.

Итак, экономическую деятельность в Internet можно разделить на четыре различных типа. Критерием здесь будет служить аудитория, на которую рассчитана деятельность и аудитория, которая эту деятельность осуществляет.

Бизнес для Бизнеса (B2B) - это когда компании ведут свои дела с помощью Internet. Например, договариваются о сотрудничестве (посредством своих сайтов, досок объявлений, специализированных каталогов), получают различные котировки, оплачивают счета, публикуют документы. В результате такой деятельности открываются новые пути поставок сырья, реализации продукции, стираются географические границы между регионами и, даже, между государствами. Рынок становится более открытым, появляется возможность оперативной работы с информацией, а информация, как заметил ещё Ж-Ф. Лиотар, - это уже давно деньги.

В жизни всё гораздо проще - вы находите мой сайт, читаете мои предложения, заказываете у меня создание сайта для вашей фирмы и заодно оговариваете возможность скидок в случае, если Вы предоставите мне возможность рекламировать себя, скажем на вашей печатной продукции. Мы в этом случае пользуемся с вами стратегией B2B.
Наиболее типичны для B2B такие проекты как каталоги, Internet-биржи, аукционы, и тому подобные.

Бизнес для Потребителя (B2C) - непосредственные продажи через Internet ваших товаров и/или услуг конечным потребителям. Разнообразные Internet-магазины, сайты, торгующие в розницу.… И хотя пока в России нет общепринятой, качественно разработанной системы оплаты через Internet, но это не останавливает многих фирм, успешно торгующих через сеть - действительно, что мешает распечатать пользователю квитанцию для оплаты в сберкассе? На западе B2C работает весьма эффективно, ярким примером тому является www.amazon.com, услугами которого пользуются более 30 миллионов клиентов.

Положительными сторонами B2C являются возможность расширить аудиторию своих потребителей даже через государственные границы, а также возможность снизить дополнительные расходы на региональных представителей (вы ведь будете торговать сами :-)

Потребитель для Потребителя (C2C) - как вы уже, вероятно догадались, заключается в продаже товаров и услуг между потребителями. Сайты C2C это - доски частных объявлений, аукционы, некоторые сайты частных лиц… Замечательным примером является российский проект www.molotok.ru - Internet-аукцион, где каждый может выставить на продажу какой-нибудь лот и сам купить что-нибудь.

Потребитель для Бизнеса (C2B) - по аналогии здесь рассуждать не получается. Эта форма бизнеса весьма необычна. Дело в том, что потребители просто оставляют свои заявки на то, что и почём бы они хотели купить… А уже фирма принимает решение - продавать это или нет. Примером C2B может служить www.priceline.com - американская компания, выступающая в роли брокера в сделках через Internet.

Было бы нечестно говорить, что эти виды бизнеса - достижение Internet - естественно, что все они просто пришли в сеть из реальной жизни, и, вероятно, могли бы найти более простое название в русском языке. Но ситуация сложилась так, а не иначе - будем пользоваться заморской терминологией. И "битуси", и "битуби", теперь же они нам не так страшны?

Предупреждён - значит вооружен