Веб-дизайн и модели поведения

Качество дизайнерского оформления является важной характеристикой для любого сайта. Однако на сайтах различных типов пользователи реализуют разные модели поведения, а дизайн наделяется разными функциями.

Для разработчиков (как и для пользователей) интернет-сайты являются средством достижения конкретных целей. В зависимости от целей выделяются различные типы сайтов, каждому из которых соответствует определенный набор характеристик. Среди этих характеристик для каждого сайта можно выделить наиболее значимые, оказывающие максимальное влияние на его эффективность. Качественный уровень веб-дизайна является важной характеристикой для любого сайта. Тем не менее, у разных типов сайтов перед дизайнерским оформлением стоят разные задачи. Дизайн может привлекать внимание пользователей и создавать первоначальный интерес к сайту,  может оказывать прямое воздействие на поведение пользователя, может служить лишь оформлением для контента. Требования к дизайну, качество дизайнерского оформления должны быть тем выше, чем выше его роль в формирование необходимой владельцу сайта модели поведения пользователя. Условно можно выделить две модели поведения пользователей сайтов. Первая модель -потенциальный потребитель. Пользователь ищет сведения о компаниях-производителях или компаниях, занимающихся оказанием услуг, изучает потребительские характеристики различных товаров, осуществляет сравнительный анализ полученной информации, осуществляет выбор и принимает окончательное решение о покупке. Эта модель поведения реализуется на таких типах сайтов, как промо-сайты и интернет-магазины.

Перед промо-сайтом стоит задача представить компанию и продукцию в наиболее выигрышном свете, заинтересовать потребителя и мотивировать его на совершение покупки. Например, занимаетесь вы поставками строительной техники, и у вас появилось замечательное предложение по продаже самосвалов - так не прячьте его в глубину разделов "прайсы", "новости" или "пресс-релизы". Разместите информацию на главной странице! Выделите ее. Помните - дизайн сайта напрямую воздействует на потребительское поведение. Он должен быть стильным, ярким, запоминающийся, сайт не должен быть перегруженным информацией, обязательна удобная навигация, чтобы любую информацию можно было найти за пару кликов. Для интернет-магазина важно и привлекательное оформление, и удобная структура сайта, и система навигации. Если для совершения покупки пользователю придется блуждать по множеству ссылок, магазину очень сложно будет выйти на прибыльный уровень. Дизайн интернет-магазина должен обеспечивать наиболее выгодное представление товара покупателю. Качественное фото, правильно подобранный фон, краткое и емкое описание, вызывающее не только желание купить именно этот товар, но и уверенность, что купить его нужно именно здесь и сейчас.

Вторая модель - охотник за информацией, читатель. Пользователь рассматривает сайт как источник необходимых ему информационных данных, таких как новости, аналитические статьи, литература. На сайте он осуществляет поиск и ознакомление с требуемыми данными. Эта модель поведения пользователей реализуется на информационных порталах, новостных и аналитических сайтах, а также на корпоративных сайтах, характеризующих ту или иную компанию. Перед подобными ресурсами не ставится цель прямого воздействия на поведение потребителя, и к дизайну предъявляются иные требования. Наиболее значимой характеристикой для таких сайтов является  информационная насыщенность, дизайн же выполняет функцию оформления и преподнесения информации пользователям. Такие сайты должны обладать удобной структурой, контекстным меню, навигацией, оформление же может быть простым.